Выборгские меценаты и благотворители хотели видеть свой город процветающим и красивым, и не жалели на это сил и средств. Одним из них был коллежский асессор, фармацевт Йоганн Казимир фон Цвейгберг (1841 - 1896), который завещал крупную сумму в 167 000 финских марок на украшение любимого Выборга.
Известно о нем немного. В 1866 году он обосновался в Санкт-Петербурге, и на первых порах служил в дворцовой аптеке в Гатчине, а затем в 1867–1883 годах работал лаборантом в дворцовой аптеке в Царском Селе. Затем переехал в Выборг и стал владельцем аптеки, которая находилась на Красной площади в доме на углу проспекта Суворова и проспекта Ленина, (современные названия) построенном в 1887 году по проекту архитектора Фредерика Теслеффа (Fredrik Thesleff). Благодаря аптеке это здание и получило название «Аптечный дом».
Однако, старейшая в Ленинградской области и одна из старейших в Северной Европе аптек, проработавшая 160 лет, была закрыта в 2018 году, и в ней сейчас размещается сетевой универсам «Верный». Много было не согласных с таким решением жителей, узкие проходы в историческом здании неудобны для перемещения покупателей с тележками, неудобны и сами торговые залы, да и необходимость самого магазина именно в этом историческом здании ставилась горожанами под сомнение. Хотя возможно было сохранить аптеку, сделать аптеку - музей. В других городах есть положительные примеры таких решений! Победили коммерческие интересы. А в воздухе всё ещё чувствуется едва уловимый запах микстуры, увы аптека утрачена для жителей города.
Но жил Йоганн Казимир Цвейгберг не в этом, а в двухэтажном «доме Цвейгбергов», как его называли, на углу Прогонной (Karjaportinkatu) и Красноармейской (Mustainveljestenkatu), построенном в 1837 году по проекту городского архитектора Карла Лесцига (Carl Leszig), в котором в 1868 году был открыт магазин тканей Софии фон Цвейгберг (Sofia von Zweygberg). Во время войны здание было разрушено и не восстанавливалось. Сейчас на его месте находится сквер.
Часть завещанных денег, а именно 30 тысяч марок, муниципалитет Выборга использовал на отливку памятника Торгильсу (Торкелю) Кнутссону, основателю Выборгского замка, установленного в 1908 году на Ратушной площади напротив Выборгского замка. Автор монумента - скульптор Вилле Вальгрен (Ville Valgren). На остальные деньги были приобрели четыре парковые скульптуры, три из которых («Лось», «Лесной мальчик» и «Девушка Иматры») были установлены в парке Эспланада (ныне Парк имени В.И. Ленина) и одна («Юный Рыбак») в сквере Саллаккалахти (ныне Набережная 40-летия ВЛКСМ).
Давайте начнём знакомств со скульптурой двигаясь по городскому парку.
Наиболее известная скульптура «Лось» (фин. Hirvi), являющаяся одним из символов Выборга, была установлена в 1928 году возле Красной площади, и стоит на прежнем месте напротив Библиотеки А. Аалто. Автором является финский скульптор-анималист Юсси Мянтюнен (Jussi Mäntynen).
Своё самое известное произведение скульптор создал в 1924 году из гипса и представил на Северной охотничьей выставке, организованной Главной ассоциацией охотников Финляндии.
Этот год указан и на бронзовом памятнике, установленном в городском парке четырьмя годами позднее. Образ был навеян автору сюжетом карело-финского эпоса «Калевала». Бронзовая фигура лесного великана высотой 3,5 метра, грациозно стоящего на невысоком гранитном постаменте высотой 0,8 метра, считается одним из лучших памятников парковой скульптуры в Выборге. Она была установлена в период, когда Финляндия анималистически изображалась в виде этого животного. В анималистике сочетаются зоологические и художественные начала. Животные должны быть изображены крупным планом, достоверно и с их определённой характерностью. Изображать животных начали ещё с древних времён в Древнем Египте, Древней Ассирии, в искусстве скифов и сарматов. С натуры животных начали изображать с VIII века в Китае. В эпоху возрождения в Европе художники Пизанелло и Дюрер также изображали в своих работах животных.
Когда после войны Выборг оказался за пределами Финляндии, по инициативе бывших жителей города, переселившихся в город Лахти, в 1955 году там была установлена копия скульптуры. Авторские копии скульптуры были установлены также в Турку в 1969 году и в Хельсинки в 1972 году.
Существует городская легенда о лесном великане. «…Случилось это в стародавние времена. Как-то раз в конце ноября, едва пошёл первый снег, вышли на промысел охотники. Это были жители одной из деревень в окрестностях Сайменскогго канала, из поколения в поколение добывавшие охотой свой нелёгкий хлеб, - люди отважные и решительные.
Ничто не предвещало опасности, мягкий снежок лишь укутал землю, помогая читать следы, отслеживать добычу. Но внезапно всё переменилось. Не иначе злая колдунья наслала свои чары, желая погубить тех, кто живёт дарами леса. Повалил небывалый, невиданный снег. Не прошло и получаса, как всё вокруг замело; снегу стало по колено, потом по пояс.
Люди оказались беззащитны перед стихией, ведь не взяли с собой ни лыж, ни лопат. Кое – как разгребая снег руками они пытались выбраться из снежной ловушки. И вдруг неожиданно перед обессиленными людьми появилась стая волков. Серым хищникам снег нипочём, они легко преодолевают его на своих четырёх лапах. И вот они уже скалят пасти, предвкушая лёгкую победу.
Охотники приготовились к лютой смерти, как вдруг невесть откуда появился могучий лесной великан – лось. Мощными задними копытами стал отбиваться он от волков. Серая стая, не ожидая такого поворота событий, в едином порыве бросилась на лося. Долгой и неравной была битва. Проломивший черепа нескольким хищникам, лось всё-таки серьёзно ранен. Истекая кровью, но увлекая за собой волчью стаю, он спас людей. Говорят, что подвиг благородного животного вдохновил скульптора на создание памятника»[1].
Лось в парке, вдохновляет горожан на поэтическое творчество.
Давайте обратим внимание на работу, представленную на конкурс «Точка на карте. Выборг – место притяжения», посвященный Дню города Выборга и Выборгского района в 2020 году, в номинации «На солнечных улицах Выборга: здесь мы были счастливы. Точка на карте Выборга – текст». Стихотворение «Выборгский лось». Автор - Пименова Жанна Владимировна. Работа посвящена одноимённой скульптуре Юсси Мянтюнена.[2]
Там, где клены смотрят в вечность
И раскинулися ивы,
Я к Лосю иду на встречу,
Выборгскому исполину.
Как живой стоит сохатый
На возвышенности в парке.
Расскажу я про собрата,
Кто навеял образ яркий.
Этот памятник-награда.
Был в лесу однажды случай:
Окружили часть отряда
Волки лютые на круче.
Не было бы им спасенья,
Если б вдруг не оказался
Рядом лось - в одно мгновенье
Он на хищников подался.
Он могучими рогами
От волков тропу расчистил.
И зализывая раны,
За собой увлек всех хищных.
И стоит на пьедестале,
Привлекая всех туристов
Воплощенный лось в металле,
Созданный анималистом.
Он величественен, строен
И красив, как вся природа,
И вниманьем удостоен
Он в любое время года.
Это место оживленно
И любимо в центре парка.
Здесь зимой скользят по склону,
Летом бегают по травке.
Здесь в тени дубов и кленов
Можно просто быть счастливым,
Глядя, как старинный город
Охраняет Лось былинный.
И блестят его копыта
От старания людского,
И дорога всем открыта,
Кто решит вернуться снова
В город мифов и преданий
И следов средневековья,
Чтобы прикоснуться к тайне
С верой, правдою, любовью.
Насладиться красотою
Бронзового изваянья
В парке, шелестя листвою
И накапливая знанья.
Продолжаем лёгкую прогулку и наш путь лежит по лучшей «торкильской экспланаде» на пересечении современного проспекта Ленина и Ленинградского проспекта[3] среди зелени городского парка мы увидим ещё одну скульптуру среди приобретённых на средства аптекаря.
В числе приобретений и статуя юного поводыря с медвежонком «Лесной мальчик» (фин. Metsänpoika), отлитая скульптором Юрьё Лийпола (Yrjö Liipola) в Будапеште. Юрьё Лийпола (1881-1971) не только финский скульптор, но и дипломат. Пройдя курс обучения в школе искусств в Турку, получил дальнейшее образование в академии изящных искусств во Флоренции, а также в учебных заведениях Берлина и Парижа. В связи с нежеланием проходить военную службу в русской армии, в 1904 году покинул родину. Позднее он работал в Венгрии генеральным консулом Финляндии в Будапеште, сочетая дипломатию и создание скульптур.
В 1934 году вернулся в Финляндию, где выполнял обязанности венгерского консула и осуществлял переводы венгерской литературы на финский язык.
В Финляндии получил известность благодаря многочисленным памятникам, установленным в различных финских городах.
Бронзовая статуя обнажённого юноши, держащего на привязи медвежонка, на гранитном постаменте, установлена в центральном городском парке Выборга в 1932 году, неподалёку от ресторана «Эспиля» на углу Проспекта Ленина (Torkkelinkatu) и Ленинградского проспекта (Karjalankatu). «Мальчик с медвежонком» не разделил судьбу многих других выборгских памятников, пострадавших в результате Советско-финской (1939—1940), и Великой Отечественной войны (1941-1945), весьма благополучно пережив военное время.
Ещё одно название скульптуры — «Выбор пути». Данная композиция, символизирующая покорение природы человеком, создана в годы быстрого развития молодой Финляндской республики, не забывающей при этом своих истоков: медведь, хозяин леса — давний символ Карелии. Однако, в литературе встречаются и другие толкования: например, приводится легенда о неком сыне скульптора, повстречавшем в лесу двух медвежат и растерзанном медведицей при попытке их приручить.
К сожалению, далеко не все скульптуры, приобретённые на средства Цвейберга пощадило время и люди, во время экскурсии мы можем лишь упомянуть утраченные.
Утраченные скульптуры «Девушка Иматры» и «Маленький рыбак»
Утраченная скульптура «Девушка Иматры» (фин. Imatran tyttö) была установлена в 1926 году в центре фонтана у Рыночной площади. Жители Выборга дали скульптуре и другие имена: «Торкельская Тильта», «Грустная Софи», «Купальщица». Она была копией статуи, созданной скульптором Георгом Винтером (Georges Winter) в 1902 году и хранящейся ныне в Музее Южной Карелии в г. Лаппеенранта. «Девушка Иматры» пережила Зимнюю войну и краткий советский период, но потом исчезла, осталась только чаша неработающего фонтана. В настоящее время чаша засыпана землей и превращена в клумбу. Время исчезновения скульптуры, как и ее нынешнее местонахождение не известны. Не везёт городу с фонтанами.
Далеко не вся скульптура сохранилась, примером служит парковая скульптура «Маленький рыбак» (фин. Kalapoika). Она была установлена в 1924 году в сквере Салаккалахти (на углу Ленинградского проспекта и Набережной 40-летия ВЛКСМ). Автор - скульптор Микко Хови (Mikko Hovi). Она пережила все годы военного лихолетья и была утрачена в 1970-х годах.
Продолжаем наш маршрут для знакомства с памятником основателю замка в Выборге Торгильсу Кнутссону.
Весьма драматична и интересна судьба памятника Торгильсу Кнутссону.
Создатели памятника: автор проекта - Я. Аренберг; скульптор - В. Валгрен; архитектор - К. Сегерштадт. Изготовление: 1888-1908 гг. Открытие: 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1908 г. Материал скульптуры бронза.
Этот памятник стоит на самой старой площади Выборга - Ратушной. За спиной маршала находится здание Ратуши, городского магистрата, в настоящий момент жилой дом. Шведский маршал Торгильс Кнутссон считается основателем Выборгского замка.
Неизвестна дата его рождения. Предположительно был он представителем одного из влиятельных родов Вестергётланда (юго-западная область Швеции). Впервые имя Торгильса встречается в документах 1281 г, в 1288 г. его посвятили в рыцари, в 1289 г. он уже марскалк или марск (на рубеже XIII-XIV вв. – высшее воинское звание в Швеции, соответствует русскому «маршал»). Несомненно, такому возвышению способствовали личные качества Торгильса Кнутссона. К тому же он знатен, богат, дважды женат и ему принадлежат усадьбы в различных областях Швеции.
Обязанности маршала исполнял в последние годы правления короля Магнуса Ладулоса и после его смерти управлял государством от имени малолетнего короля Биргена Магнуссона. С 1290 по 1298 год он исполнял обязанности регента и принимал важные решения до 1303 года. Во время правления Торгильса Кнутссона в огромном шведском королевстве царили мир и покой, и все споры разрешались в соответствии с законами.
Магнус I Биргерссон из рода Фольке, прозванный Ладулос («Амбарный замок», 1240-1290) - король с 1275 года, второй сын ярла Биргера. В период его правления сформировалась сословная иерархия шведского общества, в которой король занял положение верховного господина.
Бирген Магнуссон (1280-1321), король Швеции из рода Фолькунгов, сын Магнуса Ладулоса. [4]
Весной 1293 года Т. Кнутссон предпринял свой знаменитый поход на Карелию, направив свой главный удар на сосредоточение карельских сил на берегах залива Суоменведенпохья. Поход завершился завоевание Карелии и основанием Выборгского замка.
«… близко язычников не подпускали,
замок надёжно от них охраняли,
А по соседству там русские жили,
но неприятностей не приносили».[5]
Трагична последующая судьба маршала. В результате интриг и заговоров был схвачен, находился в заключении в крепости в Стокгольме и 10 февраля 1306 года, казнён через отсечение головы.[6]
Легенда о рыцаре Торгильсе Кнутссоне как основателе Выборгского замка передавалась из поколения в поколение. И когда в Выборге были проложены новые улицы в соответствии с генеральным планом застройки 1861 года, одна из них была названа Торкельской (ныне пр. Ленина). Позднее одноимённое название получил и парк-эспланада.
Возведение замка – ядра будущего Выборга – имело для Швеции огромное военно-стратегическое значение: во-первых, он стал опорной базой для подчинения карел: во-вторых, с его помощью шведы пытались закрепиться на Вуоксе для ведения войны с Новгородом за овладение Карелией и, в-третьих, Замок получил возможность контролировать движение по важнейшим водным и сухопутным путям Карельского перешейка.[7]
Первым памятником стал установленный в 1908 году на площади Старой Ратуши монумент основателю города — Торгильсу Кнутссону.
Это ознаменовалось множеством споров среди городских властей и гражданских активистов. Ведь именно Кнутссон установил на этих землях шведскую власть.
С инициативой установить памятник основателю Выборгского замка — Торгильсу Кнутссону выступил выборгский архитектор и тонкий ценитель старины Якоб Аренберг. Тогда он как раз разрабатывал проект восстановления разрушенного Выборгского замка. Архитектор был увлечён романтическим прочтением выборгской истории и буквально стоял у её истоков. Аренберг был твёрдо убеждён в исторической достоверности монумента. Подобно многим отечественным интеллектуалам-патриотам, архитектор видел крайнюю необходимость в проведении мероприятий по популяризации знаний об истории родных мест и её сохранению. Якоб Аренберг принимал активное участие в организации по строительству памятника Торгильсу Кнутссону. 5 декабря 1884 года был проведён литературный вечер, на котором начался сбор средств на монумент. Собранные деньги, от продажи билетов, — 300 марок пошли на памятник.
Аренберг настолько был увлечён идеей, что согласился выполнить проект реконструкции площади напротив памятника шведского маршалу на бесплатной основе. Архитектор зарисовал и обмерил древние постройки Выборга. Он отобразил также все средневековые жилые дома и даже строения, пережившие множественные пожары и перепланировки. Благотворительная работа Якоба Аренберга была колоссальной.
Архитекторы видели в памятнике дань истории, тогда как городские власти считали это символом врага и посягательством на территории России. Статуя шведского маршала создана скульптором Карлом Вильгельмом «Вилле» Вальгреном (1855-1940), архитектор Карл Сегерштадт (1873-1931) спроектировал оригинальный гранитный постамент, однако идее увековечить шведского завоевателя в российском городе-крепости решительно воспротивился военный комендант Выборга генерал-майор Михаил Лаврентьевич Духонин (1837-1895) которого, к тому же, поддержал и граф Фёдор Логгинович Гейден, бывший генерал губернатором Финляндии с 1881 по 1887 года.
В газетах начали бурно обсуждать и постоянно муссировать тему установки такого памятника в Выборге. Было отклонено ходатайство о постановке памятника. Кроме того, оно спровоцировало издание Александром III Высочайшего Объявления от 15 июля 1890 года «о несооружении памятников в публичных местах без испрошения Высочайшего на то соизволения».
Только после разрешения Николая II в 1907 году бронзовая скульптура была отлита в Париже и доставлена в Выборг.
В итоге чиновников удалось убедить, что деятель времен Новгородской республики никак не может угрожать современной России. 30 тысяч марок, из средств аптекаря И.К. фон Цвейберга муниципалитет Выборга использовал на отливку памятника, средства собранные Я. Аренбергом, и другие средства.
Скульптор Вилли Вальгрен (1855-1940) прожил долгую жизнь, его творческий поиск связан с духом времени. Созданное им обширно и не однородно. Долгие годы работал за границей, однако его связь с отчизной была прочной. В. Вальгрен увлекался миниатюрной пластической формой, хотя им были созданы, и монументальные пластические композиции.[8]
Одна из немногих - скульптура маршала. В исполнении Вилли Вальгрена шведский маршал Торгильс (Торкель) Кнутссон изображён стоящим на высоком круглом гранитном постаменте. Лицо персонажа обращено к Выборгскому замку, который он создал.
Положению фигуры был придан отважный и воинственный вид. Правая рука маршала несколько откинута в сторону, её кисть сжимает эфес шпаги, опущенной вниз. В левой руке он держит щит, прижимая к бедру. На голове Кнутссона - боевой шлем.
Щит маршала представлен в форме треугольного «лепестка» и по отношению высоты к ширине выполнен 2 к 1. В старину такой щит должен был защищать конного воина от подбородка до колен. Щиты треугольной формы появились в XIII веке. На щит в виде изображён геральдический лев.
На ногах основателя Выборгского замка видны простые «шиловидные» шпоры на ремне, который пропущен под пяткой и над верхней частью стопы. Памятник небольшой и лаконичный, но имеет достаточно выразительный силуэт, по размерам монумент вписался по масштабу в открытую средневековую площадь.
Маршал установлен на высоком круглом гранитном постаменте, обращенным лицом к замку.
Архитектор Карл Хорд Сегерштадт (1873–1931) спроектировавший оригинальный гранитный постамент для памятника Торгильсу Кнутссону в Выборге в период с 1901 по 1907 год работал в строительной конторе в Выборге. Постройками в стиль модерн того периода являются: городской крытый рынок (1904-1906), Дом книготорговца Виктора Говинга (Крепостная, 11.) и др. [9]
Постамент, на котором стоит памятник Торгильсу Кнутссону символизирует Мировое древо (Мировое дерево). Символическое изображение листьев в завершении колонны это подтверждает. У скандинавов мировое Древо – гигантский ясень Иггдрассаль, соединяющий девять миров. Символизм ясеня Иггдрассаль заключается в том, что у его корней есть источник мудрости. [10]
Памятник Торгильсу Кнутссону был установлен 4 октября 1908 года и простоял ровно сорок лет, пережив Зимнюю войну и войну - продолжение. В 1948 по приказу городских властей солдаты Выборгского гарнизона, квартировавшего в замке, демонтировали скульптуру. Это было сделано ночью и без особых церемоний: к памятнику привязали веревки и рывками сбросили его на землю. При этом ступни остались на постаменте, отвалились щит и ножны меча. Скульптуру волоком оттащили в замок, и долгое время о ней ничего не было известно.
В 1975 году сотрудники краеведческого музея разыскали Кнутссона на одном из складов Комбината благоустройства и перевезли в замок, положив на хранение в подвал башни святого Олафа. В 1991 году общественный деятель Евгений Филиппов создал Благотворительный фонд реставрации, реконструкции и развития Выборга. Этот фонд и профинансировал реставрацию и установку памятника Т. Кнутссона к 700-летию Выборгского замка. Открытие памятника 2 июля 1993 года, стало значительным событием в культурной жизни города.
Над восстановлением скульптуры работали скульптор В. П. Димов, архитектор И.В. Качерин, гранитчик Михаил Сафонов, работники завода «Монументскульптура» (Санкт-Петербург). Гранитный постамент выполнен по оригинальному проекту.
А через год, в 1994-м, произошел странный случай: у Кнутссона украли шпагу, но вскоре вернули ее, положив на постамент. Деталь восстановили на Выборгском судостроительном заводе. С 1995 года памятник определён, как выявленный объект культурного наследия, а в 2015 году включён в список объектов культурного наследия РФ.
Асмаловская О. В., зав. отделом краеведения МАУК "Библиотека А. Аалто"
Список источников
- Сыров, Андрей Анатольевич. 50 таинственных мест Карельского перешейка и Северного Приладожья : путеводитель / А. А. Сыров. - СПб. : Издательский дом "Инкери", 2019. - 224 с. : цв. ил., фот. Лось на Эспланаде. - С. 76-79 : ил.
- Пименова Ж. В. «Выборгский лось»// материалы Официальной страницы Библиотеки А.Аалто в социальной сети Вконтакте Библиотека Алвара Аалто
- Волкова, Любовь Геннадьевна. Лучший выборгский променад: из истории проспекта Ленина и парка-эспланады / Л. Г. Волкова. - Текст : непосредственный // Карельский перешеек. Страницы истории / сост., ред. Л. И. Амирханов. - СПб. : Остров, 2017. - Кн. 1. - С. 254-268 : фот.
- Руут, Юхан Вильхельм. История города Выборга : историческая литература / Юхан Вильхельм Руут ; под редакцией: А. В. Мельнова, Ю. И. Мошник ; перевод со шведского О. В. Костанды. - репринтное воспроизведение 1903 года. - Санкт-Петербург : Издательский дом "Инкери" ; Выборг : Выборгский объединенный музей-заповедник, 2024 - . - Текст : непосредственный.
Ч. 1, Гл. 1 : Феодальный и Ганзейский период 1323-1534 годов. - 2024. - 144 с. : фот., ил. - Пер. изд. : Viborgs stads historia / J. W. Ruuth. С.136
- Хроника Эрика / пер. со швед. А. Желтухина.; послесл. и коммент. А. Желтухина и А. Сванидзе. - Выборг : Фантакт, 1994. – 239. С. 47. Дословный перевод: «Эта крепость преграда для сдерживания язычников, так что у русских теперь меньше подвластной земли, чем прежде, и беда оказалась у их дверей».
- Выборгский замок от "А" до "Я" : [очерки] / В. А. Белоусов, Г. И. Большакова, Л. Г. Волкова [и др.] ; под редакцией: А. В. Мельнова, Ю. И. Мошник ; ГБУК ЛО "Выборгский объединённый музей-заповедник" (Выборг). - 3-е издание, дополненное, исправленное. - Выборг : Выборгский объединённый музей-заповедник, 2023. - 407 с. : цв. ил., фот. цв. С.286
- Kauppi, Ulla-Riitta. Viipuri: Vanhan Suomen pääkaupunki = Выборг: Старая столица Финляндии = Viborg: Gamla Finlands huvudstad / U.-R. Kauppi, M. Miltsik. - Helsinki : [б. и.], 1993. - 199 с. : il. С. 125
- Безрукова, Мирослава Ивановна. Искусство Финляндии : основные этапы становления национальной художественной школы / М. И. Безрукова. - М. : Изобразительное искусство, 1986. - 254 с. : цв. ил. С.86-90
- Неувонен, Петри. Выборг: Архитектурный путеводитель / П. Неувонен, Т. Пеюхья, Т. Мустонен. - 2-е изд., испр. и доп. - Выборг : СН, 2008. - 162 с. : ил.
- Мысько, Андрей Степанович. Архитектурная флора и фауна Выборга : научно-популярная литература / А. С. Мысько. - Санкт-Петербург : Центр Сохранения Культурного Наследия, 2012. – С. 6-7
[1] Сыров, Андрей Анатольевич. 50 таинственных мест Карельского перешейка и Северного Приладожья : путеводитель / А. А. Сыров. - СПб. : Издательский дом "Инкери", 2019. - 224 с. : цв. ил., фот. Лось на Эспланаде. - С. 76-79 : ил.
[2] Пименова Ж. В. «Выборгский лось»// материалы Официальной страницы Библиотеки А.Аалто в социальной сети Вконтакте Библиотека Алвара Аалто
[3] Волкова, Любовь Геннадьевна. Лучший выборгский променад: из истории проспекта Ленина и парка-эспланады / Л. Г. Волкова. - Текст : непосредственный // Карельский перешеек. Страницы истории / сост., ред. Л. И. Амирханов. - СПб. : Остров, 2017. - Кн. 1. - С. 254-268 : фот.
[4] Руут, Юхан Вильхельм. История города Выборга : историческая литература / Юхан Вильхельм Руут ; под редакцией: А. В. Мельнова, Ю. И. Мошник ; перевод со шведского О. В. Костанды. - репринтное воспроизведение 1903 года. - Санкт-Петербург : Издательский дом "Инкери" ; Выборг : Выборгский объединенный музей-заповедник, 2024 - . - Текст : непосредственный.
Ч. 1, Гл. 1 : Феодальный и Ганзейский период 1323-1534 годов. - 2024. - 144 с. : фот., ил. - Пер. изд. : Viborgs stads historia / J. W. Ruuth. С.136
[5] Хроника Эрика / пер. со швед. А. Желтухина.; послесл. и коммент. А. Желтухина и А. Сванидзе. - Выборг : Фантакт, 1994. – 239. С. 47. Дословный перевод: «Эта крепость преграда для сдерживания язычников, так что у русских теперь меньше подвластной земли, чем прежде, и беда оказалась у их дверей».
[6] Выборгский замок от "А" до "Я" : [очерки] / В. А. Белоусов, Г. И. Большакова, Л. Г. Волкова [и др.] ; под редакцией: А. В. Мельнова, Ю. И. Мошник ; ГБУК ЛО "Выборгский объединённый музей-заповедник" (Выборг). - 3-е издание, дополненное, исправленное. - Выборг : Выборгский объединённый музей-заповедник, 2023. - 407 с. : цв. ил., фот. цв. С.286
[7] Kauppi, Ulla-Riitta.
Viipuri: Vanhan Suomen pääkaupunki = Выборг: Старая столица Финляндии = Viborg: Gamla Finlands huvudstad / U.-R. Kauppi, M. Miltsik. - Helsinki : [б. и.], 1993. - 199 с. : il. С. 125
[8] Безрукова, Мирослава Ивановна. Искусство Финляндии : основные этапы становления национальной художественной школы / М. И. Безрукова. - М. : Изобразительное искусство, 1986. - 254 с. : цв. ил. С.86-90
[9] Неувонен, Петри. Выборг: Архитектурный путеводитель / П. Неувонен, Т. Пеюхья, Т. Мустонен. - 2-е изд., испр. и доп. - Выборг : СН, 2008. - 162 с. : ил.
[10] Мысько, Андрей Степанович. Архитектурная флора и фауна Выборга : научно-популярная литература / А. С. Мысько. - Санкт-Петербург : Центр Сохранения Культурного Наследия, 2012. – С. 6-7