Современное развитие гуманистических подходов Алвара Аалто к решению задач при реконструкции промышленных объектов в постиндустриальный период

Современное развитие гуманистических подходов Алвара Аалто к решению задач при реконструкции промышленных объектов в постиндустриальный период.

 

Переход экономики в постиндустриальный период неизбежно повлек за собой изменения в структуре городского пространства. 

Одним из процессов, иллюстрирующих трансформацию городской среды, является прекращение функционирования устаревших производств, исторически располагающихся в центральных районах города, и вынос заводов на окраины.

При этом бывшие промышленные объекты нуждаются в функциональной адаптации к современным  потребностям общества, что в свою очередь подчеркивает актуальность поиска успешных методов реконструкции бывших заводов и промышленных предприятий.

В этом процессе нас интересует сценарий реконструкции  промышленных зданий с привнесением новых функций.

В качестве наиболее ярких примеров, можно отметить помещения бывших заводов.

Распространение гуманистических подходов Алвара Аалто к архитектуре при реконструкции старопромышленных объектов выявляет следующие тенденции:

• Следование проектировщиками основным подходам в архитектуре и дизайне по методике Алвара Аалто;

• Глубокий анализ зарубежного и отечественного опыта реконструкции промышленных объектов;

• Сопоставление современных  приемов в архитектуре, применяемых при реконструкции  старопромышленных объектов, с приемами, которые использовал Алвар Аалто.

 

Подходы Алвара Аалто в архитектуре и дизайне

 

Одним из главных методологических приемов, используемых Алваром Аалто, является гуманистический подход к архитектуре.

Архитектор стремился создать комфортные зоны для проживания людей.

Идею того, что форма следует функции, Аалто воплотил в проекте здания газеты Турун Саномат (Известия Турку).

В дальнейшем, отличительной чертой в работах Алвара Аалто стали асимметричность и деление здания на части или модули.

При создании новых моделей мебели применялся новый способ гнуть дерево. Алвар Аалто предполагал серийное производство деталей с целью сокращения их стоимости. Архитектор подчеркивал, что красивые и практичные вещи должны быть доступны всем. Алвар Аалто призывал применять архитектурные методы для обеспечения человека наиболее гармоничными условиями жизни.

Органический подход Алвара Аалто особенно выражен в здании библиотеки в Выборге, в интерьере которого использованы природные материалы, теплые цвета и изогнутые формы.

Алвар Аалто предпочитал свободные формы планировки зданий и сооружений. В качестве примера также можно рассмотреть территорию общежития Сунила. Веерообразное по форме здание общежития органично вписывается в ландшафт. Ландшафт, как правило, определяет форму зданий и пространства в проектах А.Аалто.

При анализе работ Алвара Аалто можно также выделить комплексный подход.

Произведения Алвара Аалто характеризуются детальной проработкой и целостностью с архитектурной и дизайнерской точки зрения, включая детали интерьера и экстерьера, мебель и другие элементы предметной среды. Ярким примером применения комплексного подхода является проект отдельных зданий и массивов города Тапиола.

Также следует отметить системный подход в творчестве Алвара Аалто.

Архитектор уделял внимание как горизонтальным, так и вертикальным логическим и функциональным взаимосвязям объекта с инфраструктурой, а также с архитектурно-исторической и природной средой полиса.

Горизонтальные связи выражаются во взаимосвязи отдельно стоящего здания с ландшафтом, архитектурно-исторической средой. В качестве примера можно рассмотреть городскую библиотеку в Выборге.

Вертикальные  иерархические связи формируются при усложнении функциональной задачи проектирования. В случае встроено-пристроенного объемно-пространственного решения здания библиотеки возникают вертикальные социальные, функциональные связи дополнительного  объема  здания с основным.

 

Опыт реконструкции объектов промышленности в  США, Европе и Азии

 

Первые примеры трансформации функций промышленных зданий относят к истории Великой депрессии в США, когда многие промышленные площадки в центре Нью-Йорка оказались заброшенными. Из-за угрозы маргинализации власти стали сдавать промышленные площади по низким ценам.

Объемные пространства заброшенных фабрик, высота потолков и окон, архитектурные особенности зданий привлекали творчески ориентированных людей. Художники, музыканты, артисты стали стихийно осваивать бывшие производственные помещения. Стихийное социальное движение обрело некое философское обоснование и породило новый стиль в дизайне интерьеров – лофт.

Впоследствии на бывших промышленных территориях стали появляться квартиры, студии, галереи, музеи, культурные и деловые центры. Расцвет идеи креативных пространств относится к 60-м. гг. XX века. В настоящее время лофты располагаются на бывших заводах и фабриках во многих крупнейших городах Европы и Америки. В креативных центрах проводятся фестивали, симпозиумы, выставки, мастер-классы, располагаются музеи и галереи, художественные салоны.

Рассматривая зарубежный опыт реконструкции промышленных объектов, стоит обратить внимание на  Центр искусств и медиатехнологий в Карсруэ. Заброшенное в 70-х гг., а затем освоенное художниками, здание завода по производству оружия и боеприпасов «IKWA-Карлсруэ-Аугсбург» было переведено в ряд памятников промышленной архитектуры.

В 1997 г. здание военного завода было  переоборудовано в современный общественный центр.  Целью реконструкции стало создание атмосферы студии для развития междисциплинарных исследований учеными, инженерами, художниками.  В настоящее время на бывшей промышленной территории площадью более 300 метров располагается музей современного искусства, музей СМИ, институт визуальных средств массовой информации, институт музыки, институт медиа, образования и экономики, а также институт кино.

Конкурс на реконструкцию военного завода выиграла немецкая архитектурная  мастерская SCHWEGER.  Здание завода, построенное в 1918 г., было сохранено и дополнено новыми высокотехнологичными элементами. Во избежание опасного влияния вибраций и шума на здание завода, было принято решение выноса звуковой студии вне завода в здание в форме куба со стеклянными фасадами. Широкие трехэтажные блоки завода, симметрично располагающиеся по периметру внутренних дворов и перекрытые стеклянным атриумом, образуют современное и функциональное пространство. На крыше здания размещены солнечные генераторы для выработки электроэнергии.

В качестве примера опыта реконструкции промышленного предприятия в странах Азии можно привести завод Xintiandi, который расположен в г. Гуанчжоу в Китае.  Старый завод переоборудуют в многофункциональный комплекс, который будет комбинировать торговый центр, офисные пространства и гостиницы.

Немецкая группа архитекторов Петра Руге предложила проект повторного использования бывшего завода Xintiandi  с привнесением новых функций промышленному пространству. Каркас стальной крыши будет сохранен, однако дополнен элементами прозрачного стекла для проникновения естественного наружного освещения и создания взаимосвязи пространства интерьера и экстерьера.

Дизайн данного помещения должен демонстрировать гармонию между современными и историческими промышленными структурами, а также создавать уникальный архитектурный язык между прошлым и настоящим.

 

Реконструкция промышленных объектов в Российской Федерации

 

В качестве отечественного примера использования бывших промышленных помещений можно привести центр современного искусства «Винзавод». Завод по производству спиртных напитков «Московская Бавария», построенный в XIX веке, в период 2005-2007 гг. был реконструирован в первый и самый большой центр современного искусства в России.

По проекту архитектора Александра Бродского старинные цеха, винные подвалы и дегустационные лаборатории были переоборудованы под художественные галереи, мастерские художников, дизайнеров и фотографов, арт-кафе, шоу-румы модной одежды, книжный магазин, детскую студию, а также под офисы компаний, работающих на грани между бизнесом и искусством, таких как рекламные агентства и коммуникационные группы.

В настоящее время Винзавод объединяет все направления современной культуры: выставки, фестивали, лекционные программы, кинопоказы, концерты, театральные премьеры.

Работы над зданиями и сооружениями Винзавода проводились таким образом, чтобы максимально сохранить и подчеркнуть красоту промышленной архитектуры Москвы. При реконструкции по возможности отвергались унифицированные средства офисных элементов. Целью реконструкции было сохранение пластического разнообразия старой архитектуры.

Особо необходимо отметить Петербуржский опыт гуманистического освоения промышленных территорий. 

Со времен основания Санкт-Петербург развивался как промышленный город. Крупные производственные объекты, часть из которых существует по сей день, были заложены при Петре I. Появление паровых машин, активное строительство железных дорог, отмена крепостного права, развитие капиталистических форм хозяйства, а также приток иностранного капитала способствовали стремительному освоению территории города за счет увеличения количества заводов и объектов производственной инфраструктуры.

Кризис в промышленности по причине распада СССР и последующая деиндустриализация, развитие третичного сектора привели к тому, что в настоящее время в Санкт-Петербурге располагается около 60-ти крупных промышленных зон, 25 из которых является старопромышленными и нуждаются в реконструкции.

Переселение части городских предприятий в новые промышленные зоны делает актуальным вопрос о дальнейшей судьбе освобождающихся фабрично-заводских корпусов. В настоящее время в Санкт-Петербурге уже существуют проекты переоборудования части корпусов в креативные пространства. Среди крупных можно выделить «Красный треугольник», «Ткачи» и «Этажи».

Кластер «Этажи» объединяет пять этажей бывшего Смольнинского хлебозавода на Лиговском проспекте. При реконструкции зданию бывшего завода были привнесены новые социальные и культурно-просветительские функции. Здесь размещены галереи «Fotowall Svetosila», «Fotowall Location Hostel» и «Формула», книжный магазин «Библиотека Проектор», выставочные площадки «Серый Коридор», «Белый Коридор», «Катушка» и «Пятый этаж», кофейня «Зелёная комната», терраса, гостиница «LocationHostel». В интерьерах, спроектированных братьями Архипенко, были законсервированы элементы оригинального пространства.

Бумагопрядильная мануфактура на наб. Обводного канала, д. 60 была построена в 1842 году. Здание напоминало английскую фабрику. В 1925 году фабрику переименовали в честь большевика Петра Анисимова. Группа компаний «Овентал»  в 2010 года выкупила здание бывшей мануфактуры и начала реконструкцию. На сегодняшний день площади здания предоставляются под демонстрационные залы (show room), магазины авторской одежды, книжные и музыкальные магазины, салоны, кафе, а также для выставок, спектаклей, концертов, показов, мастерских, образовательных центров и студий. Присвоенное название лофта – «Ткачи» - было подобрано с исторической отсылкой к изначальному промышленному предназначению.

Многофункциональный центр «Ткачи» был сформирован по принципу арт-кластера, целью которого является создание принципиально новой, привлекательной для широкой публики творческой среды в старопромышленной зоне Санкт-Петербурга на Обводном канале. Стоит отметить, что данная территория характеризуется выгодным местоположением. Транспортная доступность обусловлена близким расположением станции метро Обводный канал, а также дорожной связанностью с центром города. За время существования в «Ткачах» прошло значительное число событий: фестиваль медиаискусства «Киберфест» — 2012, модный показ «Дефиле на Неве», проект «100 стахановцев» и другие. В 2013 году «Ткачи» победили в номинации «самый благоустроенный памятник истории и культуры» на городском конкурсе.

В качестве заключения можно отметить, что важной задачей при реконструкции бывших промышленных территорий является нахождение успешного решения по внедрению в индустриальную архитектуру различных объектов с современными функциями, таких как:

• торговые центры,

• офисные пространства,

• гостиницы,

• музеи,

• кинотеатры,

• концертные площадки,

• образовательные учреждения,

• студии дополнительного образования,

• художественные галереи,

• мастерские художников,

• дизайнеров и фотографов,

• музыкальные студии,

• арт-кафе,

• демонстрационные залы (show room).

По словам гуманиста и архитектора Алвара Аалто, «… архитектура должна приводить материальный мир в гармонию с человеческой жизнью.» [«Архитектура и гуманизм», Алвар Аалто, 1978 г. ]

 При условии, что промышленный объект ориентирован на обеспечение условий для приложения труда и творчества, трансформация постиндустриального объекта позволяет расширить спектр участников созидательного процесса из разных профессиональных и социальных слоев современного урбанизированного общества.

Возраст потребителей лофт-пространства уже не ограничивается рамками трудоспособности, так как основной функцией данной территории становится проведение досуга. Лофт-объект начинает притягивать лиц, занимающихся творческой деятельностью из художественной, музыкальной, театральной индустрии. Изменяется режим функционирования объекта, что дает участникам творческого процесса непрерывную доступность объекта во времени.

Поэтому для адаптации бывших промышленных предприятий для современных потребителей применимы и необходимы гуманистические подходы Алвара Аалто к архитектуре и архитектурной среде обитания человека. Органический подход при реконструкции промышленных объектов находит свое отражение в применении энергосберегающих технологий и экологичных материалов.

Привнесение новых функций производственным объектам, существующим в городской среде, влечет за собой усложнение вертикальных функциональных и социо-культурных связей, что делает актуальным применение системного подхода при проектировании.

Сегодня в постинудстриальном пространстве Петербурга наблюдается тенденция следования гуманистическим идеям архитектора и дизайнера Алвара Аалто. При реконструкции заводов все чаще уделяется внимание окружающему ландшафту с целью создания комплексного гармоничного пространства для человека.

Список литературы и интернет-источников
 
1. Алвар Аалто. Архитектура и гуманизм : Сб. ст. : пер. с фин., англ., фр., нем. / ред. пер. А.П. Гозак ; сост., вступ. ст. и коммент. А.П. Гозак . – М. : Прогресс - "Литера", 1978 . – 221 с.
 
2. Аксенов К., Брадэ И., Бондарчук Е. Трансформационное и пострансформационное городское пространство. Ленинград - Санкт-Петербург 1989-2002. – СПб: Геликон-плюс, 2006. – 284 с.
 
3. Короленко А.Р. Механизмы реорганизации индустриальных зон крупнейших российских городов [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук – М., 2013.
 
4. Стеклова И.А., Рагужина О.И. Архитектоника креативного пространства: лофты //Архитектон: известия вузов. 2014. № 45. [Электронный ресурс] URL: http://archvuz.ru/2014_1/7
 
5. Сайт торгово-выставочного центра «Лофт Проект Этажи» [Электронный ресурс] URL: http://www.loftprojectetagi.ru/about/
 
6. Сайт бизнес-центра «Ткачи» [Электронный ресурс] URL: http://www.tkachi.com/
 
7. Сайт центра искусств и медиа-технологий в Карлсруэ [Электронный ресурс] URL: http://on1.zkm.de/
 

Студентка 1 курса магистратуры СПГХПА им. А. Л. Штиглица

Ярошевская Людмила Владимировна