Паршутич Анастасия (14 лет). Рассказ "Он шагнул из несломленной крепости"

Он шагнул из несломленной крепости

- Опять, эта экскурсия: стоять, слушать. Разве учителя не понимают, что это скучно до невозможности! - начала возмущаться Ленка Пальцева.

- Вот, вот, - согласилась с ней Верка Иванова, красавица из красавиц – Будем ходить по этой Брестской крепости, все каблуки сотрём!

- Ахаха, - засмеялись мальчишки, стоявшие в кругу.

- А что? В поезде можно будет и пошалить, - ехидно сказал Толик, и шёпотом добавил – Валь, давай девчонок ночью пастой намажем.

 «Боже мой, о чём думают эти мои одноклассники,- вздохнула Катя. Как можно так относиться к святому месту, месту, где погибли тысячи солдат – молодых ребят, у которых впереди была целая жизнь, жизнь которую они отдали, защищая Родину, защищая будущее и защищая вот этих вот «детишек».

Прозвенел звонок, и ученики побежали на урок истории, которую ненавидел весь 8 «А», ну почти весь. Сегодня была самостоятельная, но у Кати мысли всё время куда-то убегали, куда-то в книжку любимого писателя Бориса Васильева, куда-то в Брестскую крепость.

Уроки закончились, и все побежали по домам собирать чемоданы, ведь завтра 8 «А» вместе со своей классной руководительницей отправятся в Брестскую крепость. Только Катя медленно вышла из класса и побрела домой, как сказала бы её мама «витая в облаках». Но на самом деле, Кате просто незачем было спешить, она уже давно собрала свою сумку (тем более, что вещей у неё не так уж и много) и решила прогуляться и погрузилась в свои мысли.

Ехать так далеко со своим классом Кате не доставляло никакого удовольствия, но мысль о том, что она увидит то самое место, где погиб Николай Плужников, заставляла её не думать об этом. Она ещё ни разу не была в Бресте и сейчас не собиралась упускать эту возможность из-за каких-то необразованных и «крутых» одноклассников.

 «Катя, вставай! Сейчас проспишь всё на свете! Поезд через два часа!». И Катя, нехотя, поднялась с тёплой кровати. Позавтракала, умылась, собралась и самое главное – положила с собой «В списках не значился». Катя решила перечитать любимую книжку до того, как окажется на месте тех событий.

На вокзале ещё никого не было, когда Катя уже пришла. И чтобы не терять времени даром она присела на скамейку и начала читать. Катя даже не заметила, как пришла Нина Павловна: «8 «А»! Все здесь? Так… Круглова не вижу, вечно он опаздывает, остальные на месте. Хорошо, ждём Витю и садимся в поезд». Пришёл Витя, Нина Павловна отругала его для приличия, и все потянулись к третьему вагону. Катя сразу же залезла на верхнюю полку, чтобы её никто не видел и не слышал, и продолжила читать.

В Брест поезд прибывал в девять утра. А уже в десять начиналась экскурсия, поэтому восьмиклассники очень быстро «выгрузились» из вагона, сели в автобус и поехали в Брестскую крепость. Там их ждала неприятность, экскурсовод, с которым договаривалась Нина Павловна, заболел. Эту новость 8 «А» встретил с радостью, ну хоть нудный рассказ не придётся выслушивать. А тут ещё Верка Иванова говорит: «Нина Павловна, давайте не пойдём в эту Брестскую крепость, что там без экскурсовода делать-то. Давайте по городу погуляем, в кафешке посидим, в кино сходим» «Да, давайте не пойдём», - зашумел весь класс. Катя очень сильно испугалась, она ехала сюда со своим «любимым» классом только ради крепости, а тут получается, что всё зря. Хорошо, что Нина Павловна оказалась непреклонна: «Нет, в Брестскую крепость мы пойдём, а слушать ваше нытьё я не хочу! Это положено Министерством образования по школьной программе. Вы что, думаете умнее Министерства?»

И 8 «А» отправился в Брестскую крепость. Очутившись там, у Кати аж мурашки по телу пробежали. Так было это тревожно и ответственно оказаться на том месте, где погибло так много людей ради нас, тех, кто живёт сейчас. Внутри у неё заговорил какой-то голос, ей вдруг захотелось рассказать то, что она знает о Брестской крепости, о солдатах, о книжке. Она уже не могла держать это всё в себе и сказала: «Нина Павловна, а давайте я вам расскажу о Брестской крепости». «Нина Павловна! Да что она может рассказать, это же Иванова!», - закричал весь класс. «Так, цыц! Давай Катя, расскажи, и чтобы ни звука я не слышала, понятно 8 «А»,- учительница очень любила называть свой класс «восьмым а», когда сердилась.

Катя начала свой рассказ: «Вы, наверное, знаете, что здесь, именно в Брестской крепости началась война. Именно на Брестскую крепость были брошены большие силы немецко-фашистских захватчиков. Война началась неожиданно, в четыре часа утра, когда люди ещё спали. Некоторые даже не поняли, что произошло. И я хочу прочитать вам отрывок из книги». Катя дрожащими руками открыла нужную страницу и дрожащим голосом начала читать: «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет, но сквозь отдушины в подвал то и дело врывались ослепительные вспышки. Вздрогнули стены каземата, с потолка сыпалась штукатурка, и сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов.

— Война! — крикнул Степан Матвеевич. — Война это, товарищи, война!»

Все молчали, никто даже слова не произнёс за время Катиного чтения, что было очень странно. Обычно Катю никто не слушал, а когда в классе подходила её очередь читать параграф, все сразу начинали шушукаться. Но сейчас все даже дышать боялись. Катя продолжила: «Наружную дверь смело взрывной волной, и Коля видел оранжевые сполохи пожаров. Узкий коридор уже заволакивало дымом, пылью и тошнотворным запахом  взрывчатки. Тяжко вздрагивал каземат, все вокруг ныло и стонало, и было 22 июня 1941 года: четыре часа пятнадцать минут по московскому времени... Вокруг вы видите стены, а точнее их остатки, за которыми пряталась люди. Командиры сразу построили свои отряды, чтобы организовать оборону. Но это было сделать очень сложно, потому что была паника. Никто из людей не подозревал, что война с Германией возможна, потому что был подписан пакт о ненападении.

Справа от вас, находится место, где погиб Николай Плужников – пал смертью храбрых.

А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и  оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ»

Все плакали: Нина Павловна, весь 8 «А» класс, никто не мог удержаться от слёз. Плакала и сама Катя. Из крепости все вышли молчаливыми и задумчивыми, в кино, в кафе уже никто не хотел, мысли были заняты только этим молодым лейтенантом. Он ещё не успел насладиться жизнью, у него всё было впереди, но … он погиб. У него никогда больше не будет друзей, он больше никогда не увидит свою маму, он больше никогда не сможет погулять по Бресту. Никогда. Но это сможем сделать мы, и именно ради нас он отдал свою жизнь. И сейчас восьмиклассники это понимали.

Всем хотелось подойти к Кате, обнять её и вместе поплакать. Лена Пальцева так и сделала: «Катюш, прости меня за всё». И все остальные тоже бросились к ней, и образовалась «плачущая кучка» подростков, которые теперь понимают, какую цену заплатили солдаты за нашу возможность жить.