ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА (на примере работы городской библиотеки А.Аалто)

Г.И.БОЛЬШАКОВА-д.и.н., проф.

кафедры социального и естественно-научного

 образования Выборгского филиала РГПУ им. А.И. Герцена

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА (на примере работы городской библиотеки А.Аалто)

 

Известно, выпускники школ, ставшие студентами-первокурсниками высшего учебного заведения, в том числе и в Выборгского филиала РГПУ им. А.И. Герцена, сталкиваются с новой системой обучения, которая принципиально отличается от школьной.

Уместно отметить то, что, не понимая этого, зачастую первокурсник ошибочно начинает считать, что процесс обучения в высшей школе легче, чем в средней: не надо каждый день готовиться к занятиям, работать над собой. Такая позиция приводить к тому, что студенты начинают пропускать занятия, на низком уровне сдают первую в своей жизни зачетно-экзаменационную  сессию. И здесь важно вовремя остановить такого студента, что называется направить на путь истины, на путь самостоятельного получения необходимой информации и в полном объеме.

Опыт показывает, что жизнь студента-первокурсника, усугубляется увеличением объема информации, которую нужно освоить, и суметь в ней ориентироваться. С первого дня учебы, а при нынешней системе «Бакалавриата», когда сокращены лекционные часы и увеличены семинарские или практические, студент вынужден самостоятельно искать пути преодоления информационного барьера. Он должен просмотреть, прочитать, изучить необходимый и достаточный для освоения курсов объем информации, порой превышающий пределы его способностей в усвоении материала в  отпущенное время.

Осложнение ситуации вызывает и то, что у студентов практически отсутствуют навыки научной работы и ориентации в многопрофильных библиотечных фондах и базах данных, которые позволяли бы творчески подходить к решению профессиональных задач, всесторонне их исследовать, выстраивать логику, делать умозаключения и выводы, то есть развиваться в заданном направлении.

Процесс обучения в университете должен становиться для студента процессом, имеющим новаторский и творческий характер. Не случайно, в законе РФ «Об образовании» отмечается, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства…»[1]. Он нацеливает на развитие личности, формирование ее способностей и качеств, в том числе информационных.

В настоящее время как сотрудники вузовской, так и городской библиотеки А. Аалто беспокоит тенденция снижения посещаемости библиотек, стремление студентов ограничиться просмотром книг и снятием ксерокопий с найденного материала без вдумчивой работы ума.

Хотя как мы видим, городская библиотека стала «Дворцом книги и знаний» после ремонта и реконструкции. Общими усилиями созданы прекрасные условия для работы в ней.  Однако записанных на абонементе студентов из Выборгского филиала РГПУ им. А.И. Герцена очень незначительная часть. Более того, на вопрос ежегодно проводимой в начале учебного года в Филиале анкеты: сколько времени вы тратите на работу в вузовской библиотеке? Удивленный ответ – а зачем там работать. Для подготовки к занятиям студенты предпочитают брать в библиотеке ограниченное количество книг – учебную или справочную, редко научную литературу. Поэтому не случайно, мы преподаватели, становимся очевидцами проявления частичной или полной утраты навыков чтения, низком уровне восприятия прочитанного, работы с книгой или любым электронным документом.

В разрешении проблемы чтения книг и работы с электронными ресурсами сотрудники городской библиотеки стремятся изменить ситуацию. В последнее время связь с  библиотекой наших студентов - будущих педагогов проявляется в разных формах работы: это ознакомительные экскурсии  с функциональной архитектурой, биографией архитектора А.Аалто, как российских, так и туркменских студентов, ознакомительная экскурсия для старшекурсников библиографов с фондами, участие сотрудников краеведческого отдела в традиционных турчаниновских научных чтениях первокурсников по теме «Советско-финляндская война 1939-1940гг. и ее влияние на дальнейший ход новейшей истории» и др.

 Сотрудники библиотеки, стараются привлекать в библиотеку и тем, что делают современный доступ к книге, переводя традиционные бумажные каталоги в электронный вид, создавая электронную библиотеку. Это организует множество точек доступа к документальным ресурсам библиотеки.

В библиотеке разработан план культурно-массовых мероприятий на любой возраст, вкус и уровень. В комфортном газетно-журнальном отделе можно работать с периодическими изданиями. И везде доброжелательные и приветливые сотрудники, желающие прийти на помощь.

   На усиление воздействия в информировании студента-читателя как мы видим, используются различные  формы и методы работы, а осуществляются они дифференцированно, систематично и последовательно, наглядными и доступными способами, с учетом потребностей и интересов каждого, кто в библиотеку приходит.

Следует отметить, что преподаватели и библиотекари  работают в одном направлении, создают условия для мотивации самообразования и саморазвития студентов: городская библиотека проводит занятия по формированию информационной культуры, а в вузе на разных уровнях и по многим каналам рекламируются ее информационные ресурсы. Преподаватели предлагают темы научных работ (рефератов, докладов, курсовых работ и пр.), стимулирующие пребывание в библиотеке, поиск источников для раскрытия тематики работ. Все это работает на развитие творческого мышления, самостоятельность, технику скорочтения, умение конспектировать, анализировать материал, составлять планы, тезисы, тексты выступлений и т.д.

Студента-первокурсника с первых дней в высшей школе необходимо учить находить искомую информацию, и использовать методику поиска, чтобы на 4 курсе при написании диплома, уже была наработана база ориентации в  библиотечных фондах  при поиске нужной литературы.

На мой взгляд, именно для студентов-первокурсников, было бы правильно, организовать на площадке библиотеки краткосрочные специальные занятия, системы лекционных или практических занятий по формированию культуры работы с книгой, ее поиску в фондах библиотеки. Думается, что заинтересованные преподаватели городских вузов с удовольствием приводили бы своих студентов на такие ознакомительные занятия. Ведь важно научить самостоятельно пополнять знания, а не просто усваивать минимум пользовательских навыков работы на компьютере.

Заложив и развив у студентов умения самостоятельно работать и  оценивать значимость изучаемого материала, сопоставлять, анализировать и использовать его по назначению, преподаватели и библиотекари выполнят свою задачу подготовки специалиста, умеющего профессионально и творчески работать в будущем. Хороший специалист – это обязательно читающий человек, умеющий в большом информационном потоке найти релевантную информацию.

Библиотекари и преподаватели понимают, что печатная книга как проверенный и традиционно надежный источник информации вкупе с  электронными формами, направлена на развитие личности студента. Ведь чтение специальной литературы – это работа ума, развитие образного мышления, без которого невозможно творчество, эта одна из главных характеристик общей культуры человека.

В настоящее время городская библиотека А. Аалто, имея современное, отлично оборудованное здание, куда хочется приходить еще и еще раз, имеет все возможности  работы в направлении перелома  негативной тенденции в области чтения и возрождения былого авторитета книги как источника знаний, накопленных поколениями. Эти  знания должны помогать формированию понимания того, что от уровня информационной культуры современного студента-первокурсника, а потом выпускника высшей школы, напрямую зависит его социальный статус, расширение жизненных возможностей и способов самореализации.