Алвар Аалто. Пространственно-архитектурная среда и человек. Их взаимодействие и взаимопроникновение.

Алвар Аалто. Пространственно-архитектурная среда и человек. Их взаимодействие и взаимопроникновение.

Вопрос влияния пространственной окружающей среды, средовых, ландшафтных форм на человека онтологичен и очевиден.

Особенности, в том числе устройства психо-типа человека, прямо связаны и зависят от особенностей природных факторов, ландшафта, климатических особенностей, бытовых и архитектурных артефактов.

Теория "Гайя" рассматривает тот очевидный факт, что земля это живая планета, с многоуровневой и взаимозависимой, интеграцией живых и "неживых" объектов.... Биологических и органических. Которые находятся не столько в конкуренции, сколько во взаимодополняющем симбиозе стремящемся к некой гармонии.

Архитектурно-пространственные формы создаваемые людьми и являются т.с. предметом не только и не столько утилитарным, сколько отражающим уровень и качество состояния сознания эпохи и личности их творящей. Кроме того, и более того, эти формы являясь некой творческой интроспекцией влияют на жизнь эпохи, задают её ценности. Сравните стили-эпохи: ренессанс, рокко-ко, барокко с их т.с.  игривостью и фривольностью и классицизм.... Эпоха воспевания жизни и упования пробуждения плотским сознанием сменяет рационалистическое, пуританское убеждение диктуемое здравым смыслом, гармоническим восприятием классической эстетики.

Никакая другая эпоха не является исключением...

Модернизм, постмодернизм, суть отражения психофизического состояния человека, если угодно эстетического проявления эго, - общечеловеческого и индивидуального невроза.... Ибо "Всё есть невроз" (невроз - противоречие-конфликт интересов личности, её базовых ценностных установок и т.н. реальности. Автор С.П.)  если пользоваться терминологией З. Фрейда, отца т.с. психоанализа. Хотя надо отдать должное, что принципы и формы психоанализа это рационализированные иудео христианские мифы в симбиозе с вполне рациональной аналитической психологией и психиатрией. И частично, и зачаточно элементы т.с. психоанализа, естественно, существовали и до Фрейда...

Эпоха промышленной революции, индустриализации, механизации и машинизации жизни,  - очередной кризис жизни человечества. Кри-зис, и криацио, имеют один корень переводимый как действие. Кризис не всегда и никогда не плох... Это этап развития и изменения. Порой, и обычно сопровождающийся массовыми эпидемиями страхов и фобий, войн и революций на рубеже веков. Он всегда потребует нового взгляда на человека, его самоопределения в пространстве. Так или иначе ситуация всегда носит планетарные масштабы. Нынешний период не исключение.

Существует так называемая массовая психология и индивидуальная психология личности-творца. Есть художники творящие т.с. в духе времени и повторяющие социально-капитало-политический заказ. Есть художники привносящие, независимо от доминирующей конъюнктуры, свои творческие находки и решения в видение взаимосвязи пространства, архитектуры, человека и природы. Находя гармонические взаимосвязи их гений позволяет создавать непроходящие шедевры, в тоже время имеющие совершенно конкретные утилитарные, рациональные шедевры, каковым и является архитектурный комплекс библиотеки в которой мы сейчас находимся, выполненный по проекту Алвара Аалто. Не вижу смысла останавливаться на оригинальных достоинствах этого проекта, это компетенция профессиональных архитекторов.

С точки зрения психологии отмечу, проект очень национален и гармоничен. Финская архитектура это человек живущий в тесном сотрудничестве с природой, эстетизирующий, но не нарушающий её красоты, мощи, гармонии. Лес, земля, глубина.... Свет Таков в музыке, например Ян Сибелиус.....Свет. Вы входите в лабиринт, храм мысли, где царит сосредоточение и простор. И мощь. Многофункциональность.

Сравнивая эпохи, их артефакты, запечатлённые в том числе архитектурных формах можно проанализировать их проекцию на ментальное состояние, можно прогнозировать результаты этой проекции отражающейся на жизни популяции принявший тот или иной вариант как допустимый.

В психофизиологии есть понятие биологической обратной связи. Проекция мозга в объекте, проекция объекта в мозге. Проще говоря мы пожинаем то, что сеем. Природа не имеет прямых линий и углов.... Она выражается в фрактале. Мозг находящийся в черепной коробке, нервы пронизывающие всё наше тело, как побеги травы и ветви дерева существуют в фрактальных формах.... Это целесообразность нейробионики, создающей на минимальном пространстве максимальное присутствие, объём и целесообразность....

Нейробионика, психобионика, бионика вообще - это понимание и чувствование природных ритмов.

Если мы выходим за рамки наблюдения природы, следования природе мы неизбежно вступаем в конфронтацию с ней... Но природа это мы.

Наш мозг и мы так устроены - мы являемся открытой биологиской системой связанной с окружающим пространством посредством наших сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность и т.д. В свою очередь эти сенсорные каналы не существуют сами по себе, но взаимодействуют в постоянном синтезе от центра к периферии и от периферии к центру, создавая целую гамму сложных реакций, которые наше сознание оценивает как переживания, эмоции, мысли.... и формирует биохимические процессы, которые мы называем - жизнь тела.

Наш мозг, нервная система и тело это единое целое, это мы.

Наш Мозг обладает феноменальным свойством которое называется "захват" и "встраивание". Не смотря на то, что порой мы не в состоянии спонтанно или произвольно "вытащить" и воспользоваться информацией о виденном, слышанном, унюханном..., это не значит, что этой информации не существует в нашем мозге.... Мозг всё "складирует", захватывает, зеркалит и укладывает в хранилище памяти, которое формирует наши образы и представления. Кластеры информации для удобства называют мемами, а "хранилища" "рецептивными полями. Мозг ничего не забывает... Он формирует матрицу. Вот почему так велико значение культуры, языка, религии, музыки, архитектуры...

Создавая чисто утилитарные, функциональные объекты, архитекторы должны понимать, что они вмешиваются в природу, частью которой все мы являемся. Остроконечные, ломаные линии архитектурно-пространственных форм неизбежно порождают конфликт с психофизисом человека...

Пример... Это уже стало достоянием науки... Если вы соприкасаетесь с фрактальными геометрическими формами, пластичными и текучими, с зелёным, белым цветом, открытым пространством, - ваш мозг генерирует альфа частоту - спокойное размышление, ровный ритм сердечных сокращений, мягкий тонус сосудов, творчество.... Гармония...

Если вы взаимодействуете с часто чередующимися прямыми, ломаными углами, серебристо-серым, чёрным, красным цветом, высотными формами и зажатым пространством, - ваш мозг будет вибрировать на частоте бета... Это напряжение, бег, стресс, тревога.... Психоз....

Вот почему современные мегаполисы не смотря на технические достижения умных домов являются центрами эпидемий психопатий. Я не говорю о цвете и свете которые так же формируют волновую биоэлектрическую активность, не только одного человека, но популяции находящейся в этом пространстве.

Жизнь делается в том числе архитектурным гением. Повторюсь, пространственно-архитектурная среда - не только и не столько объект утилитарного значения, не менее - это объект формирования психофизического воздействия на нашу жизнь и жизнь последующих поколений.

Не идти против природы, пребывать с природой в гармонии и синергичности ибо мы это часть природы... Искать новые взаимосвязи и восстанавливать утраченные, раскрывая новые ресурсы познания.

Именно таково творчество Алвара Аалто, являющееся ярким примером поиска и находок гениального мастера в реализации гармонического взаимодействия человека и природы выраженных в архитектурно-пространственных, эстетически и бытовых формах.

Мы живы, пока жива память о нас.

      

Петренко Сергей Николаевич, ГБУ Центр детской восстановительной медицины и реабилитации № 3 «Биосвязь». Доктор философии (КМН)

Руководитель проекта "Лечебный Звук AVAILSOUND®"