Новости

Лауреаты Нобелевской премии по литературе.

Уильям Катберт Фолкнер (англ. William Cuthbert Faulkner) родился 25 сентября 1897 года в Нью-Олбани (штат Миссисипи, США), в аристократической семье плантаторов-землевладельцев Юга. К литературному творчеству Уильяма впервые побудила любовь. Он посвятил девушке своё первое стихотворение, но она вышла замуж за другого. Ведь Фолкнер, не закончивший даже школы, был финансово бесперспективен.



С тех пор для юноши жизнь, казалось, потеряла всякий смысл. Ничего не клеилось. В армию его не взяли из-за маленького роста. Хотел попасть в авиацию, но война закончилась раньше, чем он закончил летные курсы. С работы почтмейстера его выгнали за чтение на рабочем месте. А его сборник стихов «Мраморный Фавн» с треском провалился.

Он переезжает в Новый Орлеан, где друзья советуют ему бросить поэзию и заняться прозой. Первые три романа не произвели большого впечатления ни на критику, ни на читателей. Но Фолкнер не сдавался и четвертый роман «Шум и ярость» получил блестящие отзывы критики.

В то же время любовь всей его жизни Эстелл Олдхэм, которой он посвятил свои первые стихи, разводится с мужем и выходит за него замуж.

Фолкнер продолжает писать, однако на родине его ценят мало – его романы слишком сложно воспринимать, к тому же он не дает читателю возможности отвлечься от обыденных проблем, что было так необходимо людям в годы великой депрессии.

Фолкнер пытался поправить своё финансовое положение, сочиняя сценарии к фильмам, не оставляя работы над романами и рассказами.
В 1949 году он был удостоен Нобелевской премии с формулировкой: «За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».

Романами «Город» и «Особняк» Фолкнер подвел черту под историей семьи Сноупсов, которую он начал в 1940 году в «Деревушке». В 1962 году он начал писать свою последнюю книгу «Похитители». Но закончить рукопись ему было уже не суждено.

Умер Уильям Фолкнер 6 июля 1962 года в Оксфорде (штат Миссисипи, США).

На ЛитРес можно прочесть книги Уильяма Фолкнера, а также прослушать озвученные произведения. https://biblio.litres.ru/uilyam-folkner/

Получите бесплатный доступ (логин и пароль) к электронной библиотеке «ЛитРес» по ссылке http://lit.to/3696

 

С книгой через века. Особенности развития библиотеки в России.

«Книга — это важнейшая культурная ценность, фундамент культуры, духовное завещание одного поколения другому», - Александр Иванович Герцен.

Первая библиотека на Руси была создана в 1037 году по приказу Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве. Собрание книг называлось «книжной казной», «архивой» и насчитывало около 500 томов. Это были богослужебные книги, жития святых, различные сочинения энциклопедического характера: «Изборники», «Шестодневы», «Физиолог». Впервые термин «библиотека» встречается в знаменитой «Геннадиевской Библии» (1499 г). На полях переводчик делал пояснение — «книжный дом». Позже термин «библиотека» встречается в «Соловецкой летописи» (1602 г.)

Основными хранилищами памятников древнерусской письменности были монастырские библиотеки. К XII веку книгохранилища были при монастырях в Новгороде Великом, Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, и других городах. В русские монастыри библиотеки были введены вместе со студийным монастырским уставом. Первые монастырские библиотеки сочетали в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книгохранилища. Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы.

В первую очередь, среди книг того периода, можно назвать: «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти.

Значение древнерусских библиотек огромно: они сохранили для нас ценнейшие памятники старины.
Со второй половины XIV в. подъем культуры сопровождался развитием книжного дела. Книгописные мастерские существовали не только при монастырях, но и в городах при княжеских дворах. Книги изготавливались на заказ. Характер читательских интересов отражали «четьи» книги, т. е. книги, предназначенные для индивидуального чтения, как их называли «библиотеки в миниатюре».

Важным показателем и одновременно условием развития культуры XVII в. стало распространение грамотности и просвещения. Книга проникла во все слои русского общества.

«Академия, школы дело есть зело нужное…» - писал Петр I. Развитие сферы образования в период его правления впервые становится государственной политикой и приводит не только к открытию многочисленных учебных заведений, но и библиотек при них. Крупнейшим событием в истории русской культуры явилось возникновение книгопечатания. В 1563 г. на средства царской казны была устроена типография в Москве. 1 марта 1564 г. вышел «Апостол» — первая русская датированная печатная книга Ивана Федорова и Петра Мстиславца. В 1705 г. в Москве была основана первая в России гражданская типография. При типографии Петр велел открыть библиотеку. В 1711 г. была открыта типография в Санкт-Петербурге. Когда один из вельмож предложил на западноевропейский манер установить плату за пользование библиотекой, Петр I возразил на это: «Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придёт с компанией, то и угощать их на мой счёт чашкою кофе, рюмкой водки, либо чем-нибудь иным в самых этих кампаниях». Фонды библиотек стали пополняться печатными изданиями.

В этот период создаются библиотеки государственных учреждений (Коллегии иностранных дел, Медицинских канцелярий). В 1722 г. образовалась Синодальная (Нотариальная) библиотека. В библиотеку при Сенате типографии должны были высылать по 2 экземпляра своих изданий.

С первой четверти XVIII в. начинает свою историю одна из крупнейших библиотек России — библиотека Академии Наук в Санкт-Петербурге. Датой ее основания считается 1714 год, а в 1703 году Пётр создал первую в стране общедоступную библиотеку, ставшую в будущем основой библиотеки Академии. По богатству книжных фондов библиотека Академии Наук могла поспорить с крупнейшими зарубежными библиотеками (к моменту открытия фонд насчитывал 11, 8 тыс. экземпляров). При Академии наук была открыта и типография, где печаталась главным образом научная и учебная литература.



Вторая половина XVIII в. - время возникновения общеобразовательной школы в России. Созданный в 1755 г. по инициативе и проекту М. В. Ломоносова, Московский университет стал общенациональным центом просвещения и культуры. При университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях того времени были библиотеки. Университетские библиотеки, как указывалось в уставе университетов 1804 года, создавались «для распространения наук и просвещения». Библиотеки университетов находились на государственном бюджете. Пополнение книжных фондов многих университетских библиотек происходило бессистемно и зависело в основном от добровольных пожертвований. В 1758 г. открылась библиотека Академии художеств. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только студенты Академии, но и все желающие. В 80-90 гг. XVIII в., в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. XVIII век стал одним из важнейших этапов развития не только библиотечного дела, но и культуры России в целом.



Только библиотеки Московского, Казанского и Киевского университетов имели характер публичных и были открыты для «посторонних» читателей. Ректор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский, который глубоко понимал значение книги, значение библиотеки, блистательно разбирался в вопросах библиотечного дела, разработал чёткую систему комплектования библиотеки и основные принципы создания и организации каталогов.

В январе 1814 года в Петербурге для читателей открылась Императорская Публичная библиотека (ныне — Российская национальная библиотека). Российская национальная библиотека - это первая государственная общедоступная библиотека страны. Её справедливо называли «Лабораторным центром русской науки» и народным университетом.



В первой половине XIX в. важным фактом книжной культуры были частные собрания книг. Так, одной из лучших библиотек Петербурга считалась библиотека Николая Петровича Румянцева. Книжное собрание графа Румянцева (свыше 28 000 томов) послужило основой современной Российской государственной библиотеки. Понятие «публичная библиотека» в то время отличалось от современного. Библиотека рассматривалась, прежде всего, как хранилище или музей книжных редкостей. Доступ в нее был ограничен: она открывалась для посетителей только три раза в неделю, «непристойно одетые» люди не могли быть ее читателями. Однако, появление публичных библиотек было принципиально новым явлением в культуре. Благодаря усилиям общественности, публичные библиотеки открывались в губернских и даже уездных городах.

В 50-е гг. XIX в. наряду с публичными библиотеками, возникли бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки. К концу века в России было свыше 500 публичных библиотек и около 3000 земских народных библиотек и читален. С 90-х гг. одной из форм функционирования книги в губернских и уездных городах становятся народные чтения, которые способствовали распространению знаний среди неграмотного населения. С 90-х гг. получила распространение такая интересная форма культурно-просветительной работы как народные дома.

Революция 1917 года оказала огромное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества. Основными задачами партии большевиков в области культуры были установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе, и подъем общего культурного уровня населения. Ярким примером установления жесткого контроля над всеми сферами деятельности людей и ограничения доступа к информации стала чистка библиотечных фондов, массовый этап которой пришелся на начало 20-х годов. В январе-феврале 1919 года был поставлен вопрос о реорганизации сети массовых библиотек. Основные черты плана по централизации были намечены в статье Надежды Константиновны Крупской «Централизация библиотечного дела», опубликованной в газете «Правда» 6 апреля 1920 года. Крупская предлагала связать «в одну общую сеть» и сделать общедоступными для всех читателей все библиотеки страны (включая научные и специальные), равномерно распределять библиотеки на территории города, в первую очередь по рабочим районам, и открывать их в удобное для читателей время. В конце 30-х гг. в стране сложилась и система подготовки библиотечных кадров в специальных библиотечных институтах и техникумах.

В период Великой Отечественной войны все сферы культуры были подчинены задачам борьбы с врагом. Вышедший в октябре 1941 г. приказ «О работе массовых библиотек в военное время» обязывал библиотеки информировать читателей о военных действиях, боевых подвигах бойцов и командиров, трудовом героизме трудящихся в тылу, помогать обучению граждан военным специальностям и новым производственным профессиям. Библиотекари работали непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах, на призывных и агитационных пунктах, в воинских частях и госпиталях. С первых же дней возрождения освобожденных городов и сел возобновлялась и регулярная деятельность библиотек, приводились в порядок помещения и книжные фонды.

В годы «оттепели» (1956 г. – середина 60-гг.) началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. Уже вступило в литературу поколение писателей-фронтовиков; сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции.

В декабре 1969 г. по приказу министра культуры РСФСР, основана нынешняя Российская государственная детская библиотека — крупнейшая в мире библиотека для детей. К периоду 60-х гг. относится и начало создания в стране государственной сети юношеских библиотек, не имеющей аналогов в мировой библиотечной практике.

В современной России библиотеки ориентируются не на идеологические установки, а на реальные потребности читателей, выполнение задач по эстетическому, патриотическому, экологическому воспитанию и другие, не менее важные и востребованные направления в работе библиотек.

 

Библиотека - хранительница тайных знаний.

Книга 10.
Хлебников, Александр Орестович. Великое разорение [Текст] : исторический роман / А. О. Хлебников. - СПб. : Историческая иллюстрация, 2008. - 560 с.



Исторический роман А. О. Хлебникова (1926-2007), признанного писателя-фантаста, позволяет раскрыть новые грани его творчества. Роман посвящен драматическим событиям Смутного времени начала XVII века, когда решалась судьба российской государственности и в горниле тяжких испытаний складывалось русское национальное единство.

Российский писатель-фантаст, краевед и историк (одно время работал внештатным экскурсоводом по городу). Родился в г. Вышний Волочок, окончил Библиотечный институт. С 1953 по 1986 годы работал в центральной городской библиотеке г. Выборга, являясь единственным в этом городе библиотекарем-мужчиной. Ветеран Великой отечественной войны. Член Союза писателей России.

ГОРА СО МНОЖЕСТВОМ СОЛНЦ



Про эту библиотеку написана не одна книга. И не только о здании, но и о её создателе, мастере архитектуры ХХ в. История этой библиотеки неразрывно связана с уникальной историей города, в котором она находится - это город Выборг. Конечно же, вы догадались, о какой библиотеке идёт речь! "Библиотека в Выборге — это гора со склонами разной крутизны и со множеством солнц на небосводе, освещающих склоны ровным светом".

Познакомиться с историей библиотеки А. Аалто можно здесь: http://www.aalto.vbgcity.ru/content/o-biblioteke

 

День славянской письменности и культуры.

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
И. Бунин «Слово».

Ежегодно, 24 мая Россия отмечает День славянской письменности и культуры – праздник, известный как День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

Созданная братьями письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий – символы славянского письма и славянской культуры, приобщившие многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

В России праздник письменности впервые официально отпраздновали в 1863 году, когда было принято постановление о чествовании памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая. Официальный статус получен в 1991 году. Сегодня День славянской письменности и культуры – единственный праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия.

Братья Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев – Кирилл – с детства отличался филологическими наклонностями. Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.

Заслуга братьев состоит в том, что они создали славянскую азбуку, разработали методику славянских словосочетаний. Ими было переведено несколько священных книг, что способствовало ведению и распространению богослужения на понятном для славян языке.

Кирилл и Мефодий обладали глубокими знаниями в греческой и восточной культурах. Обобщая их опыт в области письма, на основе славянских писаний братья создали первый славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития культуры и просвещения в славянских государствах. Письменность позволила развить русское книжное дело и литературу. Значение вклада братьев-просветителей в распространение письменности, а вместе с ней и религиозных знаний, было высоко оценено служителями церкви. Братья получили статус святых после своей смерти и собственный праздничный день.

Каждый человек, который говорит на русском языке, должен гордиться и дорожить своей культурой и историей, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей.

День славянской письменности и культуры — это действительно важнейший день календаря. И государственным праздником в России он считается по праву.

Наша библиотека традиционно отмечает День славянской письменности и культуры, проводя для своих читателей научные конференции, чтения, выставки, концерты и другие мероприятия, посвященные этой дате.

Одна из важнейших миссий Дня славянской письменности и культуры - просвещение. Поэтому все библиотечные мероприятия, заданной тематики подогревают интерес подрастающего поколения к языкознанию, литературе, истории, знакомят старшее поколение с историческими вехами, выдающимися деятелями Отечества, которые внесли значительный вклад в духовную сферу и культуру России и славянских народов. Ведь именно библиотеки являются кладезем мудрости, сохраняя бесценные сокровища литературы.

Фонд нашей библиотеки дает читателям окунуться в мир наших предков. Вы познакомитесь с историей создания письма и русской книжности, а также развитием библиотек от Древней Руси до современности.

 

Лауреаты Нобелевской премии по литературе.

Светлана Алексиевич – советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов.



Светлана Александровна Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в городе Станиславе (сейчас Ивано-Франковск, Украина), но после демобилизации отца семья переехала в Беларусь. Окончив школу, девушка поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета. Получив диплом, попала по распределению в районную газету Брестской области, где совмещала основную работу с преподавательской деятельностью. Через год ее пригласили в редакцию «Сельской газеты» (Минск), а позже она стала сотрудником литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Еще во время учебы девушка увлеклась литературным творчеством, несколько раз становилась лауреатом республиканских, а также всесоюзных конкурсов научных студенческих работ. Позднее она пробовала себя в разных жанрах, писала рассказы, репортажи, статьи. Своими учителями она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова.

Светлана Алексиевич пишет в жанре художественно-документальной прозы. Все книги Алексиевич основаны на подробных интервью с людьми, которые пережили какое-то сложное событие или с их выжившими родственниками.

Во время одного из интервью Светлана Александровна высказала основную идею своих работ: «Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить». Книги писательницы издавались не только на территории России, но и за рубежом. Она является автором сценариев 21 документального фильма, а также трёх театральных пьес, которые ставили во Франции, Германии и Болгарии.

Первая книга Алексиевич называлась «Я уехал из деревни». После этого появились работы, объединенные общим названием «Голоса утопии»: «У войны не женское лицо», «Последние свидетели. Соло для детского голоса», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва. Хроника будущего», «Время секонд хэнд».



За вклад в литературу в 2015 году она была удостоена Нобелевской премии с формулировкой «за её многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время».

На ЛитРес можно прочесть книги Светланы Алексиевич https://www.litres.ru/svetlana-aleksievich/

Получите бесплатный доступ (логин и пароль) к электронной библиотеке «ЛитРес» по ссылке http://lit.to/3696

 

Библиотека - хранительница тайных знаний.

Книга 9.
Дидро, Дени. Монахиня ; Племянник Рамо ; Жак-фаталист и его хозяин [Текст] : пер. с фр. / Д. Дидро ; авт. предисл. Л. Воробьев. - М. : Художественная литература, 1973. - 494 с. - (Библиотека всемирной литературы ; т. 53. сер. 1, Литература Древнего Востока, Античного мира, Средних веков, Возрождения, XVII и XVIII веков).



«Мона́хиня» (фр. La Religieuse) — роман французского беллетриста, главы энциклопедистов, философа-материалиста, теоретика искусств и драматурга Дени Дидро, законченный им около 1780 года и опубликованный посмертно в 1796 году. Толчком к написанию «Монахини», «новаторского для французской и европейской прозы произведения», стало разоблачение в конце 50-х тайн монастырской жизни. Церковный быт стал самой волнующей темой в предреволюционной Франции, и Дидро вместе с друзьями распространял письма от лица некой монахини, сбежавшей из монастыря и доведённой до отчаянья преследованиями, с целью показать нравы и порядки, царящие в святых обителях. Согласно другой версии, с энциклопедистами и Д. Дидро дружил маркиз де Круамар. Когда он уехал в своё нормандское поместье, друзья решили вернуть его в Париж. Они вспомнили, что маркиз де Круамар в 1758 году интересовался судьбой молодой монахини Сюзанны Симонен, которая насильно была заточена в монастырь Лоншан. Д. Дидро с приятелями воспользовались этим и сочинили историю, будто бы Сюзанна бежала из монастыря, скрывается от преследований в Париже и умоляет маркиза оказать ей помощь. Читая в нормандской глуши письма монахини, маркиз и не догадывался, что их пишет Дидро.

«Жак Фаталист» — повесть о странствиях и приключениях двух приятелей, в которую автор вставил ряд эпизодов. Здесь выведена вереница характерных фигур того времени, подвергнуты критике распущенность, эгоизм, бессодержательность, мелочность и отсутствие глубоких интересов в так называемом «обществе»; этому последнему противопоставляются примеры добродетели, искренность и чувствительность — качества, обретённые Дидро в буржуазной среде.

«Племя́нник Рамо́» - сочинение Дидро представлено в виде диалога автора, направляющегося утром по своему обычаю в Кафе де ля Режанс, с встретившимся ему в Пале-Рояле племянником композитора Рамо (известная фигура в Париже того времени). Предвещая вызывающие до цинизма взгляды Руссо, племянник Рамо восхваляет воровство и паразитическую жизнь за чужой счёт. Рамо-младший представлен у Дидро аллегорическим воплощением эгоизма современного общества; как подметил Шиллер, он «сатирически обрисовывает тот мир, в котором сам живёт и процветает». Между тем Рамо не лишён таланта и с очевидностью проецирует собственные неудачи на окружающих. Вероятно, в образе племянника Рамо писатель обобщил худшие черты своих гонителей.

Известный французский просветитель Дени Дидро, автор около 400 статей в знаменитой «Энциклопедии», в 1751 г. поместил во втором томе обзорную статью о библиотеках Европы. В ней встречается первое упоминание о Библиотеке академии наук и роли Петра Первого в ее создании. «Этот великий монарх собрал весьма значительные фонды для библиотеки своей Петербургской Академии, которая в большом числе обеспечена книгами по всем областям науки».


БЕЗ КНИГИ НЕТ НАУКИ

Библиотека Академии наук была основана в 1714 г. царем Петррм I. До нас не дошло никакого правительственного акта об учреждении библиотеки. Однако, об этом сохранилось свидетельство в книге первого русского историка Петербурга, хранителя русского книжного фонда Библиотеки Андрея Ивановича Богданова (1696–1766). Описывая первые библиотеки Санкт-Петербурга, он назвал Библиотеку Императорской Академии наук одной из самых ранних и главных, которая, – писал он, – «…начала собиратися по всевысочайшему указу государя императора Петра Великого с 1714 года, а в императорскую Академию наук соединена 1724 года».

Основу её фонда составили рукописи и книги Кремлёвской царской библиотеки в Москве, личного собрания Петра I в Летнем дворце, Аптекарского приказа, Готторпской библиотеки герцогов Голштинских, Митавской библиотеки герцогов Курляндских, а также книжные и рукописные коллекции сподвижников Петра I. Начиная с XVIII века в фонды библиотеки поступали коллекции частных лиц — историка В. Н. Татищева, славистов А. И. Яцимирского и И. И. Срезневского, купца Ф. М. Плюшкина, слависта и исследователя старообрядчества В. Г. Дружинина и многих других. С 1901 года по инициативе хранителя отделения славянских рукописей библиотеки В. И. Срезневского начались археографические экспедиции по России для сбора рукописей и старопечатных книг у населения, которые существенно обогатили рукописные фонды БАН - Библиотеки Академии Наук.

Источник: http://www.rasl.ru/library/history_new.php